История Храма

Наша Воскресная школа в честь Святого преподобного Серафима Саровского была основана в 2004 г. при Храме Святителя Николая Чудотворца. Этот Храм считается памятником городской архитектуры и является одним из древнейших Храмов нашего города. Его история началась несколько веков назад.


     Новый Кодак возник в XVI в. как военный форпост и торговое местечко на небольшой возвышенности перед началом днепровских порогов возле оживленного днепровского перевоза, где вниз по течению спускались торговцы по Днепру из Русского княжества и из Полтавщины по руслу р. Орель. Приблизительно в 1600-1635 годах на правом берегу могучей реки Днепр рядом с крепостью оседают расселенцы запорожского казачества с семьями. Называемые «Гниздюкы»* (разг. от сл. — гнездиться), которые занимались коневодством, скотоводством, земледелием и ремесленничеством. Скорее всего на этом месте село уже было и впоследствии на плодородных землях Нового Кодака жили строители польской крепости Кодак* (Кодак с тюрск. «Крепость на холме»), а со временем здесь были хранилища, резервы и огороды поселения Кодак. Историк Екатеринославской епархии епископ Феодосий (Макаревский) считал, что Новый Кодак с приходской церковью существовал уже в 1650. В некоторых источниках говорится о деревянной православной церкви. По сведениям, опять-таки Феодосия (Макаревского), около 1750 году Новый Кодак именовался «городом паланочного», здесь находились паланочного полковник, есаул и военная канцелярия Кодак паланки* (тур. palanka) — административно-территориальная единица (округ) в Запорожской Сечи.) , соборная церковь святителя Николая с двумя священниками. 
     В 1779 Новый Кайдак имел большую крепость с тремя деревянными башнями,  казармы, пороховой погреб и другие военные сооружения, две церкви, православное и еврейское кладбища (так и синагогу ), военную канцелярию, церковное правление, школугоспиталь . В нем проводились три ярмарки в год, то есть были: ярмарочная

площадь, магазины , ветчины , постоялые дворы, разные мастерские, необходимые для обслуживания ярмарки. Конечно, были мастерские, работали и на рынок. Так, по воспоминаниям Никиты Коржа , Лазарь Глоба имел в Кодаке мастерскую , в которой работало пятнадцать портных . Были мельницы , винокурни и другие производства по переработке сельскохозяйственной продукции. Была значительная переправа через Днепр , то есть существовали пристани , места для хранения судов зимой и прочее. Населения на 1779 составляло где-то до 4 тысяч человек.
     Таким образом, на момент издания царского указа об основании Екатеринослава на правом берегу Днепра в 1784 г. возле Нового Кодака, он представлял собой довольно значительное поселение городского типа, с крепостью, с четко выраженной административно-оборонительной (центр Кодацкой паланки Войска Запорожского) и достаточно развитой экономической функциями. Из ведомости, посланной екатеринославским наместником В.В.Коховским  Г.А.Потемкину 24 января 1789 г., мы узнаем, что до открытия Екатеринославского наместничества (1784) в Новых Кайдаках ежегодно проводились пять ярмарок: на Зеленой неделе; 15 августа в день Успения Богородицы; 26 сентября в день св. Иоанна Богослова; 6 декабря в день Николая Чудотворца; на Сырной неделе. На Запорожье не было органа, который присваивал бы поселению городской статус, но поскольку Новый Кодак имел крепость и был административным центром паланки, то жители того времени с полным правом могли считать его городом. После строительства в 1880-х годах железной дороги и металлургических заводов, он постепенно начинает заселяться и расти за счет прибывающих рабочих. К началу XX-го века становится рабочим заводским поселком и включается в черту города Екатеринослава.

        Во все времена сердцем поселения являлся соборный храм в честь святителя Николая. Среди множества храмов, посвященных этому великому угоднику, этот храм очень примечателен. Сведения о его существовании встречаются уже в 1650 году, когда Новый Кайдак именовался еще местечком в Запорожских Землях, с 1750 года – городом. Деревянная церковь, о которой ведется речь, именуется соборною, с причтом в два священника. В 1768 году в связи с увеличением народонаселения при соборном храме было уже четыре служащих клирика, а в 1770 году — пять, но и этого оказывалось недостаточно для удовлетворения религиозных нужд жителей. В официальном документе к Преосвященнейшему Гавриилу, Митрополиту Киевскому, от 24 декабря 1771 года за №3189 атаман П. Калнышевский просил назначить еще нескольких священников. В 1773 г. Новокайдацкий приход насчитывал 7 священников и 4 диакона и охватывал территорию от Ненасытецкого ретраншемента (район села Волошское) и Старого Кодака до сел Каменское (ныне город Днепродзержинск) и Романково. С началом строительства Первого Екатеринослава на реке Кильчень 1777 в Новый Кодак переводится Славянское духовное правление (Славянском называли городНикополь в которое был перенесен центр по разрушенной столицы — Новой Сечи)

В 1736 году наши благочестивые предки из Свято-Николаевского храма Новых Кайдак впервые начали благоговейно славить образ Божьей Матери,  который с течением времени вошел в историю как «Самарский». В 1770 г. в Новом Кодаке наблюдали

явление чудотворной иконы Богородицы, которая затем получила название «Новокайдацкой» и была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. За это время святыня пережила много тяжелых. Проследить историю происхождения иконы и ее последующую судьбу будет уместным при рассказе о Николаевском Новокайдакском храме. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой новокайдакской иконе Божией Матери

содержится в «Екатеринославских епархиальных ведомостях» за 1872 год, № 18-20, и принадлежат эти сведения перу епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского). Сочинение «Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери» является первым печатным трудом архипастыря по прибытии его на Екатеринославскую кафедру.
Вопрос о происхождении иконы и ее появлении в Новых Кайдаках остается открытым. До наших дней сохранилось только распространенное запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь как особая святыня. Именно в «Истории о казаках запорожских» князя Мышецкого повествуется, что запорожцы всегда, но более всего будучи под властью крымских ханов, имели самые тесные отношения с Православным востоком. При них всегда находился греческий архимандрит, наносили визиты монахи и священники из Иерусалима и Афона, приходившие для сбора милостыни и дарившие запорожцам различные святыни. Известно лишь, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки. Размеры иконы таковы: высота около 48 см, ширина около 40 см, доска из липового дерева. Само изображение ее наподобие «Ахтырской» иконы Божией Матери. Справа написан распятый на Кресте Спаситель, а также Иерусалимский храм Соломонов и запечатанный гроб. Слева – столб, обвитый веревками, копье и трость, сверху на столбе петух. С правой стороны солнце, слева – луна. На иконе также изображены страстные орудия: гвозди, молот, клещи, розга терновая, кувшин, чаша, фонарь, риза со жребиями, терновый венец. Изображение потемневшее, а икона местами обгорела. Но на ней сохранилась есть надпись: «1) Икона сия Пресвятыя Богородицы славится с 1736 года. 2) Следовательно с

того времени протекло до ныне сто лет (значит надпись сия сделана в 1836 г.). 3) Лик святой иконы потемнел от пожара, во пламени коего она уцелела».

2 июня 1792 года правящему архиерею епископу Амвросию от клира и причта Никольского храма было подано прошение с просьбой перестроить уже ветхий храм на новый, каменный, с прибавлением второго — придела в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна. 23 июля Владыка наложил положительную резолюцию, но работы отложены были до более благоприятного времени. К 1800 году деревянный Свято-Николаевский храм обветшал и нуждался в ремонте. В этот период, по распоряжению правительства, уже строго воспрещалось строить новые церкви из дерева. В 1801 году с разрешения и благословения архиепископа Новороссийского и Днепровского Афанасия (Иванова) было принято решение произвести постройку каменной церкви взамен деревянной. 25 августа 1804 года выдана благословительная храмозданная грамота на закладку каменной церкви. 23 июня 1807 года благочинный Екатеринославского уезда протоиерей Иоанн Станиславский освятил место под церковь, положил закладку на ее сооружение и на месте работ водрузил крест. Строительство этой церкви было окончено в 1811 году. На эту дату указывает «Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 год»: «…церковь построена в 1811 году тщанием прихожан, каменная, престол один – во имя святителя Христова Николая; при церкви сторожка. Приходское попечительство существует. Две церковно-приходских школы и 2-классное образцовое училище. Количество дворов в приходе – 597 и 189;. Количество прихожан – 2390 мужского пола и 2595 – женского. Наличный состав причта: священник Иоанн Дм. Харлов (51 год); священник Михаил Прокопенко (41 год); диакон на псалом. вакансии Яков Космин Осада (39 лет); диакон Василий Михайлов Любарский (39 лет)…». По другим сведениям строительство Свято-Николаевского храма завершилось в 1810 году. По крайней мере, такая дата значилась на памятной доске при входе в храм.. Однокупольный храм с колокольней, сохранивший в камне черты народного

деревянного зодчества до сих пор радует глаз горожан и является объектом исследования историков и краеведов. Благодаря тому, что наши мудрые предки возвели Свято-Николаевский храм на природном фундаменте – подземной скале – его стены до сих пор остаются крепким монолитом.

В течение последующих 100 лет какие-либо сведения о храме и церковной жизни прихода отсутствуют. Однако, во время ремонта, в 2003 году пономарями было обнаружен Акт, написанный в 1910 году, который лежал под горним местом, в запечатанном сосуде. Дальнейшие архивные сведения относятся лишь к 1933 году, когда храм был закрыт и в помещении разместили склад боеприпасов. До закрытия храма в нем была старинная чудотворная икона Божией Матери «Самарская», которая ныне находится в Свято-Троицком Кафедральном соборе. Во время немецко-фашистской оккупации в 1943 году храм был открыт. Предполагают, что уже в послевоенное время был освящен придел в честь преподобного Серафима Саровского. Статус храма восстановлен в 60-х годах XX столетия.

Свято-Николаевский храм имеет значение памятника архитектуры, о чем свидетельствует охранный номер №1078. Известны имена священнослужителей, служивших на приходе в советское время — протоиерей Ананий Корнейчук, протоиерей Сергий Егоров, протоиерей Владимир Медведь, протоиерей Андрей Панский, протоиерей Павел Крамаренко и протоиерей Владимир Заяц.

8 октября 1993 года указом временно управляющего Днепропетровской епархией митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом (Саввиным) настоятелем был назначен протоиерей Сергий Капов, благодаря которому в храме значительно оживилась приходская жизнь. Среди древних святынь храма находятся частицы мощей архиепископа Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, а также святых Оптинских старцев.

В нале 2000х г.г. были проведены работы по дальнейшему благоустройству храма: построено 2-х этажное здание с помещением для крещения. А уже в январе 2004 года при храме организована воскресно-приходская школа во имя преподобного Серафима Саровского.

8 января 2004 года бессменный настоятель храма митрофорный протоиерей Сергий Капов мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории храма, которому отдал все свои силы. На его место в том же году 12 января митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней назначил клирика храма протоиерея Анатолия Розвадовского, который с той же ревностью и энтузиазмом продолжает дело предыдущего настоятеля по возрождению великой святыни нашего края.

5 января 2010 года к великому юбилею причт и прихожане приготовили удивительный подарок. В древнейшей казацкой святыне был освящен и торжественно открыт придел в честь преподобного Серафима Саровского. Чин великого освящения возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в сослужении клириков храма и духовенства города. Сегодня прихожане храма являются одной большой семьей. Многие придя юными уже приходят с детьми и внуками.